БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

и СОВРЕМЕННЫЙ МИР:

 

КТО КОГО?

 

Немного личной истории

 

Моя первая встреча с Боевыми искусствами произошла в далеком 1976 году, когда я первый раз пришел на тренировку по дзю-до. Потом было каратэ,  потом Таэквон-До.

Но это было потом. А тогда мне было двенадцать лет, и я считал себя законченным неудачником – я был самый маленький в классе, девчонки меня не замечали, на улице регулярно отбирали деньги (Красная Пресня – форпост пролетарской революции). А все мои попытки стать сильным, смелым и уверенным в себе с помощью советского спорта с треском проваливались. Последняя секция, из которой меня выгнали за «неперспективность», была секция легкой атлетики на «Динамо». До этого последовательно выяснилось, что я не подхожу для гимнастики, акробатики и плавания. Советский спорт славился жестким отбором, а другого спорта тогда не было. Впрочем, в цирковой студии и в группе бальных танцев я тоже долго не задержался.

И я уже почти смирился с тем фактом, что жизнь не сложилась…  Но тут на мое счастье при Краснопресненском райкоме ВЛКСМ открылась секция дзю-до для трудных подростков, куда брали всех. Взяли и меня.

Так начался мой путь в восточных единоборствах.

 … Прошло тридцать лет.

За эти годы я вырос на 20 сантиметров, получил 2-й юношеский разряд по дзю-до, белый пояс по каратэ и черный пояс по Таэквон-До, выиграл Чемпионат Мира и стал Международным инструктором Таэквон-До. По ходу дела создал свою школу, а также закончил с красным дипломом Академию физкультуры, где, кстати, сдал на пятерки и гимнастику, и плавание, и легкую атлетику. И в дипломе у меня появилась надпись «тренер-преподаватель по восточным единоборствам».

В общем, с помощью боевых искусств я стал таким, каким мечтал быть в 12 лет, и даже чуть больше (правда, это произошло чуть позже, чем я предполагал, но такой уж путь!). И, естественно, мне хотелось помочь другим людям встать на этот Путь. Чем я и занялся.

Но! Лет через 10 преподавания я вдруг с ужасом понял, что боевые искусства (по крайней мере, как я их понимаю и преподаю) кроме меня практически никому не нужны. Это был шок! Сначала я был даже готов все бросить, но потом немного поостыл. В итоге я передал всех своих учеников другому инструктору и начал разбираться с вопросом «зачем же люди занимаются боевыми искусствами».

Читал книги, ходил на лекции, ездил на психологические семинары и тренинги. В итоге,  взглянув на этот вопрос с другой стороны - со стороны философии и психологии, кое-что мне стало понятнее. И главный мой вывод был следующим – традиционные боевые искусства переживают кризис!

 

Кризис жанра

 

Действительно,  традиционные боевые искусства, которые ставят своей целью воспитание человека совершенного (см. Конфуция), стали слабозатребованными. По сравнению с 80-ми и даже 90-ми годами количество людей, мечтающих «о высоком» и готовых посвятить боевым искусствам  всю свою жизнь, снизилось на порядки.

И такая ситуация сложилась не только в России. Даже в традиционных странах, таких как Китай и Корея, хорошего ученика сейчас найти труднее, чем хорошего учителя (как бы странно это не звучало). Я как-то спросил своего наставника – корейского мастера Ли Ёнг Сока, много ли в Корее людей, которые занимаются «по-настоящему». Его ответ меня просто убил. «Несколько человек» - сказал он мне. Потом я говорил с теми, кто бывал в Китае, сам побывал в Корее и в итоге понял, что да – это так! В этом вопросе Запад и Восток сошелся. Подвижники почти что повывелись.

Зато появилось много людей, которые хотят заниматься боевыми искусствами, но заниматься, так сказать,  «по-западному». Т.е. прагматично решать свои локальные задачи, не замахиваясь на то, чтобы «встать на Путь». И это приходится учитывать.

 

Семь причин, по которым люди занимаются боевыми искусствами

 

На мой взгляд, сегодня можно выделить семь основных причин – семь мотивов, по которым люди занимаются боевыми искусствами.

Во-первых, хотят улучшить свое здоровье. А также свое физическое развитие (снизить вес, развить силу, ловкость и т.д.).

Во-вторых, хотят приобрести навыки самозащиты. Потребность в безопасности (по А.Маслоу) движет этими людьми.

Третий мотив – это получение удовольствия и комфортной физической нагрузки. Это то, что сегодня принято называть «фитнес».

Четвертый мотив – это желание ликвидировать дефицит общения  и получить чувство «принадлежности к группе».

Некоторыми движет желание занять высокое место в какой-либо иерархии. Как правило, их цели формулируются так: «стать мастером спорта», «получить черный пояс» и т.д.

Кое-кто (таких мало, но встречаются) занимается с целью стать профессиональным инструктором. Ведь даже сейчас, на спаде интереса к боевым искусствам  профессия инструктора остается и престижной, и довольно денежной. А, кроме того, это гибкий график работы и простор для творчества.

И лишь немногие (хотя бы на словах, хотя бы в своем воображении) ищут Путь. Как говорится, «много званных, мало призванных».

 

Каждому - свое

 

В общем, в современном мире в боевых искусствах наметился ярко выраженный дифференцированный подход. В этом есть свои плюсы и свои минусы.

Плюсы очевидны. Для каждого ученика оптимальным будет своя метода и «свой» инструктор. А иначе либо ученик уйдет, либо инструктор умается. Ну, посудите сами: если человек хочет просто «научиться драться», то, естественно, он будет скептически относиться к филигранной отработке техники или к беседам о философии боевых искусств.

И наоборот: человеку, который хочет кардинально изменить себя и научиться жить по-другому, вряд ли поможет тренер, получающий зарплату в зависимости от количества медалей, которые завоевали его ученики.

Минусы дифференцированного подхода тоже очевидны. Поскольку проявленных искателей истины мало, то большинство школ и клубов ориентируются на людей, мотивированных на спорт, фитнес или самозащиту. И всю свою систему затачивают под это. Что лишает шанса потенциальных людей Пути и не дает развиваться самим инструкторам. Но, как говориться, «каждому – свое».

…Жизнь продолжается. Ученики хотят учиться, учителя хотят учить. И с этим нужно что-то делать.

 

Что же делать?

 

На вопрос «Что делать?» хорошим ответом будет встречный вопрос «Кому?»

Если инструктору, то тут более-менее ясно.

Первое. Определиться, чему ему интересно учить своих учеников (а для этого разобраться со своей мотивацией).

Второе. Определить хватает ли ему квалификации и материальной базы для своих претензий. Если не хватает, то подучиться и подразвиться, а также подтянуть материальную базу.

Третье. Четко позиционироваться и организовать свой пиар так, чтобы к нему приходили те ученики, которые интересны ему, а которые не интересны – не приходили. С этой точки зрения справедлива поговорка «Не ученик выбирает учителя, а учитель ученика». А также пословица «Как аукнется, так и откликнется».

В общем, как быть инструктору понятно. А вот что делать ученику? Как ему не промахнуться? Он ведь не специалист. Максимум, что он знает – это то, чего он хочет, да и то не всегда. Но если он все-таки знает, чего он хочет, то он может воспользоваться такой вот моделью:

 

 

Побудительный мотив

Форма занятий

Оптимальный стиль, школа, клуб

Оптимальный инструктор

1.                   

Избавление от болезней и физических недостатков.

«Группы здоровья»

Тайдцы цуань и другие «мягкие» стили у-шу. Айкидо.

«Целитель»

2.                   

Безопасность.

«Курсы самозащиты»

Рукопашный бой и другие системы армии и служб безопасности (российские барс и унибос, израильская крав-мага и т.д.). Киокушинкай и его ответвления. Дзю-дзютцу. Муай-тай.

«Сержант»,

«Рэмбо»

3.                   

Коммуникативный голод

«Клуб общения»

Любой стиль, но в дружной группе.

«Любитель»

4.                   

Удовольствие.

Борьба с гиподинамией.

«Фитнес»

Любой стиль, который нравится ученику.

«Любитель с образованием»

5.                   

Потребность в статусе.

«Спортивная секция»

Кикбоксинг. Таэквон-До (ВТФ). «Спортивное» каратэ. Дзюдо.

«Тренер с амбициями»

6.                   

Социализация.

«Академия»,

«Курсы»

Любой стиль, популярный в массах.

«Профессионал»

7.                   

Саморазвитие. Познание себя и Мира.

«Путь»

 

Любой традиционный стиль

(с «философией»).

«Мастер»

 

Итак, для того, чтобы удовлетворить свои актуальные потребности (см. выше), нужно найти подходящие школу и стиль. Но главное – найти подходящего инструктора, который специализируется как раз на том, что нужно вам. Другой вам поможет вряд ли.

Конечно, более сложный уровень почти всегда включает все более простые, но следует помнить: несмотря на то, что инструктор более высокого уровня обычно владеет всеми нижележащими формами занятий, он не всегда будет хотеть ими заниматься. «Тренер» не особо будет вас оздоравливать, а «Профессионал» - развлекать.

Единственным исключением может стать Мастер, который в надежде на то, что Вы станете его Учеником (встанете на Путь), захочет удовлетворить Ваши текущие потребности (мочь то он может – Мастер же). Как говорится, «накормит» в надежде, что сытый скорее увидит звезды. Но это от мастера зависит. К тому же мастеров мало и узнать их трудно.

Но если вы все же набрались наглости, смелости или глупости чтобы сделать попытку встать на Путь, то дам Вам несколько простых подсказок, как узнать Мастера боевых искусств.

 

Как узнать мастера боевых искусств?

 

1.      Узнайте, как давно человек занимается сам и как давно преподает. Мастера в боевых искусствах вызревают медленно.

2.      Узнайте про его специальное образование. Мастер, как правило, не ленится учиться.

3.      Спросите, где можно достать его книги или статьи. Мастера умеют структурировать свой опыт и не гнушаются делиться им с единомышленниками.

4.      Спросите, кто были его учителя и кто его учитель сейчас. Мастер, как правило, дорожит возможностью иметь учителя.

5.      Спросите, какие результаты у его учеников (пояса, медали и т.д.). Ученики – продукт и лицо учителя.

6.      Спросите, каким вы станете, если будете усердно заниматься. Мастер обычно знает, к чему он ведет своих учеников, у него есть образ совершенного человека (а продукт любого Пути, в том числе Пути боевых искусств – это совершенный человек).

7.      И, главное, попросите у него разрешение поприсутствовать на тренировке. Это полезно еще и тем, что Вы можете обнаружить, что Мастер-то он – Мастер, да вот Вам лучше все-таки обратиться к кому-нибудь попроще.

И в заключение добавлю ложку дегтя: по всем этим признакам Вы, скорее всего, сможете определить, что данный человек мастером не является. Т.е. эти признаки необходимы, но не достаточны. А для того, чтобы узнать мастера наверняка, нужно стать мастером самому. А для этого нужно начать с чего-то.

На эту тему есть такая притча, популярная в боевых искусствах:

Один человек долгие годы искал себе идеального учителя – такого, который бы соответствовал всем его представлениям. И вот, наконец, нашел.

Упал перед ним на колени:

-Учитель, учитель. Ты такой, какого, я искал долгие годы. Научи меня, пожалуйста, тому, что умеешь сам. Я буду делать все, что ты скажешь.

-Нет - сказал учитель. Я не могу тебя учить. Мне некогда, я очень занят.

- Занят? Но чем?

- Я ищу идеального ученика – сказал учитель и ушел.

 

И кое-что в завершение

 

В завершение вспомню вопрос, давший название этой статье: «Боевые искусства и современный мир: Кто кого?»

Итак, за кем победа?

По моим оценкам – ничья.

Современный мир пока еще не до конца выхолостил традиционные боевые искусства. Очаги традиции остались, и настоящему Ученику есть, где встать на Путь. Но настоящих Учеников приходит мало, а давление социума нарастает, и держать систему, заточенную под традиционный подход, становится экономически не выгодно: содержать Феррари, чтобы ездить на рынок за продуктами – как-то глупо. Так что, боевые искусства потихоньку (а некоторые и не потихоньку) вырождаются. Напомню, что под боевым искусством я понимаю целостную систему развития человека, основанную на технике, тактике и философии поединка. Так что, утеря аспекта «развития человека» автоматически делает боевое искусство чем-то другим, например, видом спорта.

С другой стороны, в современном мире боевые искусства пока достаточно популярны и авторитетны. Большинство из известных мне продвинутых людей начинали свой Путь к истине с боевых искусств (кое-кто, правда, начинал с йоги и здорового питания, но с боевых искусств - больше). И до сих пор боевые искусства имеют влияние на современный мир, но с каждым годом все меньше и меньше. С этой точки зрения, боевые искусства все же слегка проигрывают современному миру, так сказать, «по очкам».

Но дело даже не в этом. Проблема в самом факте противостояния. Ведь победителей в этом поединке не будет! Победить здесь может только дружба. А для того, чтобы «победила дружба» нужны усилия с двух сторон.

Со стороны социума это могут быть инвестиции и режим благоприятствования. А также помощь спонсоров, которые доросли до понимания ценности саморазвития. Такие тенденции есть, например, в Японии.

А со стороны боевых искусств – это создание школ по принципу древних монастырей (внешний двор, средний двор, внутренний двор). Внешний и средний круг учеников дает школе выживание, а внутренний – дает смысл.

А еще есть надежда, что родится новое боевое искусство, которое будет адаптировано под современный мир, но при этом сохранит и дух, и ценности традиции. В середине 20-го века это было Таэквон-До, в начале века – каратэ и айкидо.

Но для этого нужен Мастер, который был бы готов идти не только внутрь себя, но и наружу.

Адепт не Хинояны, но Махаяны. Не отшельник, но Мессия.

И, может быть, этого все равно будет недостаточно.

Может быть, сейчас этот проект можно осилить только командой.

Командой мастеров.

Так что, мастера боевых искусств, ау!!!

 

 

Андрей Стёганцев

Инструктор традиционного Таэквон-До

Черный пояс 6-й дан

stiogantsev@mail.ru

 

 

Некоторые термины

 

Боевое искусство -  целостная система развития человека, основанная на технике, тактике и философии поединка. Как правило, традиционные боевые искусства включают в себя оздоровительный, боевой, спортивный, профессиональный, эстетический и духовный аспекты.

Традиционное боевое искусство - боевое искусство, которое передается от учителя к ученику в соответствии с традицией, т.е. без искажений. Ученик не может менять технику, философию, этикет и другие аспекты преподавания, как ему заблагорассудится. Это не значит, что традиционные боевые искусства являются чем-то застывшим и неизменным. Просто порядок внесения изменений не произволен, а определяется той же традицией – кто, как, когда и что может менять.

У-шу (на Западе часто называют Кунг Фу) – собирательное название для китайских стилей единоборств. Перевод – «боевое искусство». Наиболее известны стили монастыря Шаолинь, подражательные стили (обезьяны, змеи и т.д.), Вин Чун – стиль, с которого начинал Брюс Ли, Тайдзи-цюань – древний стиль, превратившийся сегодня практически повсеместно в оздоровительную гимнастику.

Дзю-дзюцу (на западе известно, как джиу-джитсу) – стиль японских самураев, широко использующий броски и болевые приемы. Известен жесткостью и практичностью. На «боях без правил» чаще всего побеждают представители дзю-дзюцу. Из дзю-дзютцу вышли такие стили как дзю-до, айки-дзюцу и айкидо.

Дзю-до – стиль, основанный в основном на бросках и болевых приемах. Создан в начале века мастером дзю-дзюцу Дзигаро Кано, о чем поведано в фильме «Гений дзю-до». В настоящий момент дзю-до практически полностью превратилось в вид спорта. Входит в программу Олимпийских игр.

Айкидо – стиль, название которого переводится, как «Путь управления энергией». Было создано в 20-х годах прошлого века мастером Морихеем Уэсибой. В настоящее время акцент смещен на духовное развитие. Соревнования не проводятся.

Каратэ-до - традиционное японское боевое искусство. Создано на стыке 19 и 20 веков на основе Окинакских стилей мастером Гитином Фунакоси. Название переводится как «Путь пустой руки». Стал собирательным для всех современных японских стилей. Каратэ, пожалуй, является самым известным и массовым из всех боевых искусств мира. В настоящий момент существует десятки, а может и сотни направлений каратэ. Наиболее известные следующие:

Шотокан и Шоторю – классические стили каратэ. Восходят своей историей к Фунакоси.

Годзюрю – стиль, близкий к окинавским. Характарен сочетанием «мягкости и жесткости».

Киокушинкай – «жесткий» стиль каратэ, созданный в 60-е годы прошлого века мастером Оямой, известным своими поединками с быками. Становление Киокушинкая описано в фильме «Обреченный на одиночество» (в советском прокате шел под названием «Поединок»). Из Киокушинкая вышли такие «контактные» стили, как ку-до и асихара-каратэ.

Таэквон-До - традиционное корейское боевое искусство. Название переводится как «Путь ноги и руки». Созданное в 50-х годах нашего века на базе древних корейских школ мастером Чой Хонг Хи, Таэквон-До является самым известным из всех корейских боевых искусств. Характерной особенностью Таэквон-До является широкое применение ударов ногами, а также ударов ногами и руками в прыжках. Сейчас наиболее известны два направления Таэквон-До. Первое - по версии Международной федерации – классическое Таэквон-До, сохранившееся том виде, как оно было создано основателем, гармонично сочетает и оздоровительный, и спортивный, и боевой, и духовный аспекты. Второе - по версии Всемирной федерации – адаптировано для спорта, 10 лет назад вошло в программу Олимпийских игр.

Муай тай (на Западе известен, как Тайландский бой) – контактный стиль, известный жесткими ударами локтями и коленями. Фильм «Кикбоксер» с Ван Дамом описывает как раз муай тай.

Кикбоксинг – спортивный стиль, родившийся в 70-е годы на Западе, как смесь бокса, Таэквон-До и муай тая. Соревнования проводятся по разделам «легкий контакт», «средний контакт» и «полный контакт».