Александр КЛЕЙН

КРАМОЛА-ЙОГА

(ЛЕГКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОЕЗДКИ
К ШРИ САТЬЯ САИ БАБЕ)

 

ОМ

Часть 1. АШРАМ

СТИХИ: ПЕРИОД 1.

Я с миленком у ашрама
Ананасы кушаю.
С утра мантры на мандире
По три раза слушаю.


Юле

Айм сори, айм сори -
Теперь хожу я в сари.
Эскьюзми, эскьюзми -
лав Бабу больше жизни.

Хав мэни, хав мэни -
Уже не ем пельмени.
Тугезе с Бабою
Молюсь, молюсь, молюсь.


 

ВСТУПЛЕНИЕ

Вкратце, история их появления (стихов) такова. Я был в Индии, в ашраме Саи Бабы. Мой мозг, наблюдая за окружающими через глаза, отмечал некоторые факты. В какой-то момент включилась творческая лаборатория, и факты и впечатления трансформировались в поэтическую продукцию. В стихах, конечно же, несколько недостает ханжества. Но это искупается высокохудожественной образностью и глубинно-содержательным стремлением завернуть и обвести - я не удивлюсь, если вдруг встречу инициалы автора на золотых страницах всемирно-философской сокровищницы.


 

СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ

Один раз я уже дал пэн. Подходит, говорит: "Да-а-ай пэн - я в ску-ул ходить буду..." "Хорошо будешь учиться?" - спрашиваю. "Хорошо-о-о".

Дал я ему пэн - только я его и видел.

 

"ПЕРЕЙТИ РУБИКОН"

Цезарь только что завоевал Галлию. И возвращается в Рим. А с ним - семь или восемь вооруженных до зубов, обученных, проверенных в боях, преданных ему лично легионов. По пять-семь тысяч человек в легионе. Кому он такой в Риме нужен? - тем более что он был на ножах с сенаторами, которые заправляли в Риме. Это все равно как Лебедь бы со своей 14-ой армией расквартировался бы внутри Кремля: "Если я - и министр внутренних дел, и министр обороны (+ФСБ) - зачем мне Президент?" По римскому закону, возвращаясь из провинции - ты должен оставить там войска и один войти в Рим - а там Сенат решит - какой триумф, когда триумф, сколько человек солдат выделить на проведение триумфа и так далее. Подошел Цезарь к реке Рубикон - границе между Римом и провинцией - и остановился. Одному в Рим идти - никто с ним считаться не будет - вежливо заматуют - время потянут - ни "да", ни "нет" - способов много. С войском идти - закон нарушить. Утром, рано, приказ войскам - "Перейти Рубикон и двигаться походным маршем на Рим". Пришел: "Ну что?" - "Да нет, мы ничего", - "Вы ж понимаете - особое положение..."

"Конечно-конечно, кстати, и в закон поправочку внести надо..." Это потом жизнеописатели Цезаря выплеснули в публику крылатые слова - "перейти Рубикон". А в тот вечер крылатыми словами были - "Ну что?" и "глазки выпучил на жирной морде".

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Севадалы - чистенькие, как матросы. А вся эта херня напоминает мне броненосец "Потемкин" или крейсер "Аврору". Та же дудка, та же побудка.


Помнишь, как сказал Баба? - "Нет ли у вас тяги к прекрасному? - Ближе, бли-и-иже".

 

ДВА ЛИРИЧЕСКИХ ВОПРОСА

  1. Это что за попадья? Вертит чем ни попадя!

  2. Как я так могу поддерживать беседу, если от тебя - ни цзынь, ни бум?

 

МЕДИТАЦИОННОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Посмотри на нее и скажи: "Какая ты хорошая! Ты в тысячу раз лучше меня! Теперь я это понял окончательно!"

 

Часть 2. ОУШЕН

ДНЕВНИК. (28.08.96 г.)

Автобус "Путтапарти - Мадрас". Вечернее шоссе.

- О!! - показываю пальцем в окно,

- А? - Олька смотрит на меня,

- О-о!!! - трясу пальцем в направлении окна,

- Что?!

- Слон.

- Где?!! - оборачивается к окну, потом ко мне.

- Вот видишь. Пока рот открыла - слон и проскочил мимо - промахнулся, промазал. А так бы втащила слона - окно было открыто - и ехала бы как королева персидская со слоном индийским.

ДНЕВНИК. (29.08.96 г.)

Удивительный день - 29 августа 1996 года. Вот его распорядок. Ночь в дороге - прекрасный индийский автобус - с ежечасными просыпаниями и индийским пейзажем, приближающимся к рассвету. Или индийцы встают затемно, или не спят именно эти - но нет ощущения спящих индийских лавочек, домишек,- индийцы снуют в них так же, как и днем - в своем плавном, неспешно-органичном стиле - разве что числом поменьше. Рассветает тут быстро, так что, в очередной раз проснувшись через полчаса, я уже в утре. В половине восьмого уже едем по Мадрасу. Вывески не такие блестящие, как в Москве или европейском городе, но пестрит от их многообразия и количества - где-то ободрано, где-то заклеено плакатом, где-то грязновато - но в общем-то, радостно, пестро и экзотично - по-индийски. То, что мы едем по крупному городу, видно по вырастающим из хижин несколькоэтажным домам, неуменьшающемуся людскому потоку и временами встречающемуся на рекламных щитах слову MADRAS. Тротуары грязноваты - по ним не проедешь на роликах - кожура, обрывки листьев, ну и, конечно, народ. Ближе к заборам спят нищие - кто на подмостках, с которых торгуют днем, кто на тротуаре на куске ткани - все темно-коричневые и худые. В восемь - приехали.

Стремительный марш-бросок - благо, вещей полрюкзачка: вышли из автобуса - к кассе, купили билет назад из Мадраса в Путтапарти (298 Rs), я спросил: "Где туалет?" - "For man?" - "Yes, for mi". Для мужчин туалет в метрах тридцати - просто под стеной, на груде битых кирпичей возле колеса очередного автобуса, для женщин - нет. Далее по улице - прямо, прямо, налево, еще раз налево, между автобусов, чихающих, гудящих и сигналящих, рикш, предлагающих свои услуги, и просто стоящих и глазеющих индусов, между луж - к станции автобусов на Пондичери и другие городки. Кондукторы в форме цвета хаки, без фуражек, сумок и сравнительно откормленные - водители автобусов и кондукторы в этой стране, видимо, достаточно привилегированный слой. Спрашиваю у кондукторов - стоят возле передней двери каждого автобуса, автобусы длинные, обшарпанные, на окна прикреплены горизонтальные прутковые решетки - спрашиваю: "Пондичери?" Показывают пальцем направление, пробираемся. "Пондичери?" - "Yes". В восемь с минутами уже мчимся на сигналящем автобусе, в потоке таких же оголтелых автобусов, грузовиков, мотоциклов и рикш, из Мадраса в Пондичери. Опять тот же мадрасский пейзаж с домами, тротуарами, вывесками и нищими. Такое впечатление, что на тротуарах остались спать самые ленивые. Ну, бог с ним, ехали 3 часа. Впечатления: все заселено, где кончается Мадрас и начинается что-то другое - неизвестно. вид везде один и тот же: хижины, домики, лавочки, индийцы, пальмы и пр. Еще бы: в Индии сейчас 900 миллионов жителей. Дороги очень узкие, автобус мчится быстро, встречные тоже, все свистят, сигналят. Громко. В Пондичери (остановились - автобус - среди улицы, среди движения, правда, возле автовокзала) нас тут же подхватил один из снующих здесь в большом количестве желто-черных, тарахтящих, бибикающих в резиновую грушу, трехколесных моторикш с молодым улыбающимся парнем-индийцем впереди. Мы втроем на заднем сидении - благо, сумок у нас нет, а за 10 дней похудели - помещаемся; мчимся в Ауровиль. По жаркой одиннадцатичасовой кишащей индийской дороге.

Мы в мотеле. Сразу видно, невооруженным взглядом, что это - рай, парадиз. Соломенно-пальмо-волнистные крыши домиков, дорожки, тропические растения в кадках, белые стены и узкая белая каменная лестница наверх - в листья растущей рядом пальмы - нашего домика; забор-ограда из кактусов, оушен - вот его видно в каких-то 50-100 метрах через пальмово-песчано-цветочно-кустистую местность, - и звук нарастающего удара океанских волн, в пене разбивающихся о песок пляжа. Парадиз. Вместо голубей - вороны и ящерицы - и все это на фоне ярко-голубого неба, ярко-желтого солнца и ярко-зеленых листьев. Настроение - во! Все у нас есть и нет ничего такого, чего нет. Парадиз. Наша комната наверху - на третьем этаже - просторная под пальмовым из сухих листьев и бамбуковыми перекладинами - потолком-крышей - мансарда возлеокеанского типа. Индианка в сари и с золотой кнопкой-цветочком на крыле носа приносит нам на серебряном подносике кофе в номер - рум намбе фифтиин. "Сэнк ю". Распаковываем вещи, курим, пьем кофе, вынимаем купальные принадлежности, - и на океан, по тропинке песчаной, через тень, солнце, калитку в кактусовом заборе, через раскаленный песок пляжа - вот они волны, вот он океан - так и хочется выматериться от полноты чувств. Мы уже бултыхаемся. Волны большие, океан тепло-прохладный, вода соленая-соленая - пейзаж океанический - щупаем руками, ногами и животом. А там дальше на юге - вдоль пляжа - Антарктида.

 

Часть 3. HIGH SCHOOL OF THE ETERNAL QUESTIONS

ДНЕВНИК. (12.09.96 г.)

Как только органические существа развились до стадии, когда одно могло с легкостью убить другое, не обладая превосходством в физической силе,- а это дает нож, яд и власть,- сразу же появилась идея бога и привязанных к нему добродетелей, как сдерживающий фактор убийства, как ответ на вопрос "почему": "почему я не должен убивать?"

Почитай родителей - старших - души предков - духов - божеств - Бога. Бога нет. Хотя сама идея - конструктивна: и потому что заставляет совершенствоваться, увеличивая мощь, и потому что добавляет сил, помогая терпеть,- и потому что цементирует общество и государство. На каком-то этапе развития сознания вера в существование Бога придает смысл миру и твоим действиям. Сейчас я не нуждаюсь в идее Бога, как в источнике придания смысла. Наказание в загробной жизни? недостойно бояться этого, ориентироваться на это. Отсутствие Бога и разрешение на зло - это разные вещи. Очевидно, что идти путем зла легче - значит, это путь под уклон.

Баланс между добром и злом ты еще не пробовал. Ни шага в сторону зла - так ты шел. Новая идея баланса - что это? Коварное проникновение зла или более высокая степень осознания? Если цель - радость каждую секунду, то можно попробовать идти и дорогой баланса. Но. Ты не можешь дойти к ней дорогой добра - более легкой по сравнению с дорогой баланса добра и зла. Речь идет исключительно о максимально выигрышной жизненной стратегии, о максимально возможном выигрыше внутри и снаружи. Новый девиз: все, что у тебя есть - это оружие. Ставь цели. Опасность - эмоции. Особенно раздражение. Превращайся. Сколько лет уже прошло, как прозвенел звонок. Да. Ты еще выкручиваешься, даже неплохо.

Конец. Разум неизбежно рождает Бога. "Сон разума рождает чудовищ".

 

ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА ПРО ЦЕЗАРЯ

"Пришел, увидел, победил". На латинском еще эффектнее: "Вени, види, вици". Какой лаконизм, переходящий в величие, и какая скромность.

А теперь - правда, ничего кроме правды. Цезарь обязан был предоставлять Сенату отчеты о продвижении войск каждые две недели, строго по форме. Сила римской армии была в том, что она была машиной и действовала как машина. Все было строго регламентировано. Столько-то шагов в минуту при таком движении, столько-то метров сторона лагеря, разбиваемого при остановке, такая-то глубина рва вокруг лагеря, столько-то человек несут фашины, столько-то прутьев в каждой фашине, такая-то экипировка у такого-то рода войск, за столько-то минут должны быть разбиты палатки, такие-то виды перестроения, такие-то движения при таком-то перестроении, такая-то форма отчета в столько-то строк в такие-то сроки от такого-то должностного лица. Бюрократизм. От Цезаря из Галлии полгода - ни слуху, ни духу. И вот, когда Сенат потерял всяческое терпение, забрасывая Цезаря гонцами, - Цезарь передает: "Пришел, увидел, победил" - отчет, видите ли. По форме.

Крамола-йог. Истинно.

 

СТИХИ: ПЕРИОД 3

 

Медитация

Лежим, чешемся - прошел час,
Последние мысли оставили нас.
С течением времени усилился чес.
Что чешется там? - возникает вопрос.
Облитые солнцем, как сметаной,
Чешутся правоверные бхагаваны.
Неспешно, с молитвой, то там, то сям
Чешется международный ашрам.
А этот паломник - любимец небес -
Чесался три дня и уснул наконец.
Вот так просветлясь и привыкши к вши,
Чешась, медитируют то-ва-ри-щ-щи.


 

Ашрамское-Блокадное

Двадцать первого сентября прекратила работать столовая.
Все. Еду не завозят. Нас осталось двенадцать.
Двадцать третьего: съели последний банан и перестали смеяться.
Двадцать пятое сентября: снилась каша перловая.
Двадцать шесть: обращаю вниманье на толстых индийцев.
Двадцать семь: нас - одиннадцать, видел чью-то улыбку на лицах.
Двадцать восемь: во время молитвы упал и не сразу поднялся.
Двадцать девять. Сентябрь. Ура! Наконец первый раз обосрался.

 

ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Хай живе и банзае украйньскоджапеньский френдщип. Японцы в ашраме выделяются из всех европейцев узкими глазами и вообще японским видом. Они также любят ходить строем и очень скромны и вежливы. Украинцы же, напротив, очень любят сало, но в ашраме их нет. Поэтому японцы с украинцами не очень дружат - хотя и у тех, и у других есть свои достоинства. У Японии и Украины нет общей границы. Япония примыкает к России с востока. А Украина - с Запада. Русские дружат и с японцами - с востока, и с украинцами - с запада. Русские, как промежуточный тип народа, похожи и на тех, и на других - они тоже любят ходить строем и сало.

 

СТИХИ: ПЕРИОД 3 (продолжение).

 

Эксидент 1. (Утренний даршан).

Поднял евреев, в смысле мужиков,
Одновременно с места снялись иудейки-бабы.
Баб взял на интервью, а этих дураков
Отправил взад - такие шуточки у Бабы.


Эксидент 2. (Вечерний даршан).

Евреев взял опять - проснулась видно жалость.
Довел до храма и опять устроил поворот.
"И утром интервью, и вечером примчались.
Так вам и надо", - думал весь народ.


Зеленые мушунчики падают и кусаются.
Я их побрызгал, а они не дохнут.
Комары как-то исчезли. Бабы толкаются.
Все хотят быть поближе к Богу.


Севадалий крик в ночи индийской
Запрещает свет и объявляет тьму.
В комнатах недолго будут рыскать
Преданные непонятно почему.
И я лежу медитирую в темноте -
Сочиняю новое стихотворенье.
А вентилятор все накручивает
Атмосферное давленье...

 

БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК И СОВЕТСКИЙ ТУРИСТ

  1. Индийцы уже полупрезрительно, как, например, и в Таиланде, относятся к русским. Русские формируют к себе это отношение. Русские не понимают, чем "белый человек" отличается от "советского туриста". Индийцы же это чувствуют всегда и тонко. "Русского сразу видно", - сказал мне один индиец.

  2. "Русские похожи на индийцев,- пошутил другой,- у них тоже нет денег". Денег, бывает, нет и у американцев, и у немцев, и у австралийцев - но индийцы не относятся к ним фамильярно или как-то там еще.

 

ИНСТРУКЦИЯ.

(Для летящих в Индию к Бабе).

  1. В аэропорту "Нью-Дели" разменять 100 $.

  2. Выйти из аэропорта (там всего один выход) - прямо по курсу будка заказа такси.

  3. Заказать такси и оплатить (до ж.д.-вокзала в Нью-Дели) = 150 Rs. Вопрос "Сколько стоит?" - по-английски: "Хав мэни?"

  4. Доехать до вокзала (мин. 30), выйти, отдать вещи носильщикам (в красном).

  5. Войти в вокзал (дверей нет), пройти сквозь очереди в левый дальний угол, подняться на 2-ой этаж в зал для иностранцев.

  6. Оплатить носильщиков: дать каждому (их будет 2) по 5-7 Rs.

  7. Взять анкету, заполнить: ФИО, © визы и проч.

  8. Подойти к кассиру за компьютером, сесть перед ним, отдать анкетки, объяснить: "2 билета до Дхармаварама по 11$. Если нет до Дхармаварама, то до Бангалора (англ.:"Ту тикетс фром Дели ту Дхармаварам(Бангалор). Прайс - илевн долларс").

  9. Перевести свои часы по настенным и еще уточнить по наручным часам кассира. (Если перевел по электронным в аэропорту, все равно уточнить.)

  10. Внимательно прочитать билет: © вагона, ©© мест, время отправления.

  11. Выйти из вокзала и договориться с моторикшей за 20-30 Rs до отеля "Baba".

  12. Доехать до отеля (4-5 мин.), расплатиться, выгрузиться, войти, снять номер на сутки, предупредив: "Ви ивнинг гоу ту Бангалор",- 6 $.

  13. Войти в номер, дать бою, который донес чемоданы, 3-5 Rs, заказать ему же: "Ту милккофе" или "Севен ап, ван(ту)",- чай может оказаться бесплатным - "фрии".

  14. Отдыхать, принимать душ, учиться вместо туалетной бумаги пользоваться водой.

  15. Выйти из отеля - и налево по улице, дойти до угла, завернуть направо и идти прямо до торговых рядов. Побродить по торговым рядам, купить шлепанцы (35 - 150 Rs).

  16. Вернуться, собраться, спуститься, выписаться из отеля, пешком дойти до вокзала (напротив торговых рядов - 5 мин. от отеля), войти в переход (не доходя того места, где были днем), пройти, подняться по ступенькам, выйти на нужную платформу.

  17. Найти вагон, найти в списке возле двери вагона себя, купить питьевой воды, сока, цепочку и замок, войти, расположиться.

 

СТИХИ: ПЕРИОД 3 (второе продолжение).

Предаюсь аскезе в божественном экстазе -
Сложив ноги лотосом, впиваюсь задом в пол.
Пол холодный, каменный, твердый как зараза -
Не индиец все же я. Даже не монгол.
Ты несись, моя душа - песню пой:
Геморрой мой, геморрой, ой!


Песенка Дня (романс)

Лежу ли я барханом в бархатных полях Голконды Индостана,
Ползу ли струйкой белого песка извилистой дорожкою с бархана,
Брожу ль неспешною походкой по пустыне в облике варана, -
Мне радостно.
И все бы было хорошо,
И все бы было ничего,
Когда б не рана,
Когда б не рана...


Я устал лежать в раю.
Раскладушка прохудилась.
И сознанье замутилось.
Баю баюшки-баю.
Я устал летать в аду.
Ненавижу грязь и пепел.
Когти - строем! Жало - к свету!
Взять его! ату! ату!
Будет он еще летать.
Поменяем раскладушку.
Жалом вычистишь макушку
Я приду - раз-два-три-пять.

 

ДНЕВНИК. (11.09.96г.)

С неких пор для меня стало значимым понятие "радость" и совершенно вдруг незначимым "счастье". Я увидел: радость - состояние божественное, счастье - человеческое. Боги - радостны и свободны, и люди рядом с ними - счастливы. Быть счастливым - можно, радостным - попробуй.

Быть счастливым - это считать себя счастливым. Радостным можно только быть. "Ты счастлив?" - "Да". Радостен ли ты или нет, спрашивать не надо - это видно. Счастливым можно быть и с оговорками - "скорее да, чем нет", "в общем-то, да", "как мне кажется, - да". Радостным можно быть только без оговорок: радость - состояние точное, ясное и простое - божественное. Радость каждую секунду - истинная цель каждого пути, результат невероятной чистоты сознания, высшая форма жизни.

 

ЧЕМ ЗАГРЯЗНЕНО МОЕ СОЗНАНИЕ?

Я не радостен каждую секунду. Я не радостен в эту секунду. За окном моих глаз, вокруг меня - красавец индийский мир, я молод и здоров, ничто у меня не болит. Я удобно сижу, пью милккофе и парень-индиец принес пепельницу(эстэр) - сейчас закурю сигарету. Я уже умею не думать ни о будущем, ни о прошлом - основных источниках смутности сознания. Я уже бывал радостен каждую секунду. Почему же? Вай? Все просто: любая негативная эмоция, мысль сейчас, протягивает негативный хвост-след, как у кометы - в будущее. Источник уже забыт, но атмосфера отравлена, пылевой след загрязнил чистоту восприятия мира. Всего несколько миллиграммов примеси, и картина меняется кардинально - исчезает чистота воспринимаемого мира. А там еще рождается хвост, и еще, и еще. Не надо хвостов. Не надо источников хвостов. Не надо того, что рождает источники. Не сознание рождает источники. Сознание - Среда, в которой рождаются источники хвостов - в том числе, и источники хвостов. Убрать источники хвостов можно, лишь убрав причины, их порождающие. Если это сделано, в сознании ежесекундно порождаются источники радости. Чистое сознание - Среда, в которой порождаются источники радости. Мои причины, порождающие источники загрязнения моего сознания:

  1. Раздражительность.
    1. Что меня раздражает.
    2. Почему меня раздражает.
    3. Почему я позволяю себе раздражаться.
  2. 2. Неправильная реакция на людей(посторонних).
    1. Придание излишнего значения их мнению обо мне.
    2. Излишняя острота реакции на любые их движения.
  3. Я и близкие мне люди.
  4. Неправильности поведения.
    1. Какие.
    2. Причины.

1. Раздражительность.

1.1. Что меня раздражает. Меня раздражает поведение людей. Отдельно: посторонних людей и близких мне. С посторонними все просто:
во-первых, это достаточно редко,
во-вторых, это достаточно ясно:
а) Когда стоят на проходе,
б) Осуждают других, не замечая собственного бревна дурости (но - стоп! - почему меня раздражает парень, который молится лбом, читает мантры - и никого не трогает? или русский йог, который ходит в своей тряпке и тоже молчит?),
в-третьих, что делать и к чему стремиться, по крайней мере, в случае 1, тоже ясно: как только вспыхивает раздражение - креститься или молиться: "Господи спаси!" - и тут же переставать раздражаться, довести этот механизм до автоматизма, до рефлекса - и забыть. Хотя, конечно, высший пилотаж - это не вспыхивать.

1.2. Почему я вспыхиваю. я же знаю, что это неправильно, знаю, почему это неправильно, - значит знать недостаточно? Нет: я знаю недостаточно, я не знаю, почему я вспыхиваю. Почему? Это я разбираю самый простой случай,- а он такой сложный. Вот те на. Почему? Меня раздражает человеческая глупость. Почему? Почему такая реакция на человеческую глупость? Откуда она берется? В каких собачьих, чертовых инстинктах она коренится? Но меня же они(эти поступки) не раздражают, когда я в радостном состоянии. Значит - источник раздражения не в инстинктах, а в состоянии Среды - сознания! Получается замкнутый круг: чтобы уйти от раздражения - нужно нырнуть в чистое сознание, а чтобы войти в чистое сознание - нужно уйти от раздражения. Похоже. Вот она - сложность, запирающая качественный переход. Эту проблему решить невозможно, ее можно только снять: проблема неразрешима в плоскости, но исчезает сама собой, как только выходишь в пространство. Но попробуй, выйди, если всю жизнь живешь в плоскости и не представляешь даже, что такое - пространство! Такие проблемы - выхода из плоскости в пространство - в качество, в котором никогда не был, которое практически непредставимо - решаются только одним путем - твердостью намерения. Ха! Твердость намерения + делать изо всех сил то, что можно делать в плоскости + ждать. Вот он - секрет решения неразрешимых проблем. Хорошо. Другого пути нет.

1.3. Почему я позволяю себе раздражаться. Ответ: не хватает сил. По факту - да, можно так сказать. Но это не то объяснение, из которого можно вытащить конструктив - это оправдание. Настоящий ответ: не хватает твердости намерения. О`кей. Кстати, помнишь, когда ты пришел на кухню в ашрамской столовой - никто тебя не просил - и добровольцем - два часа после обеда (и так целую неделю, а иногда и после ужина и завтрака - ха!) - мыл посуду - помнишь, в первый день особенно - куда только девалась способность раздражаться, а ведь "поводов" было не меньше.

Какое коварство! Я раньше и не замечал - оказывается, раздражительные мысли вьются как прозрачные мотыльки постоянно. Они мелькают - длиной в 1-2 секунды - и тут же исчезают, а хвост-то остается! Иду, вижу - 10-12 женщин-европеек в одинаковых сари и шарфах - мысль "вот дуры - в форму вырядились!" Мысль даже не в стройных словах, а так - ощущение-прикосновение. Тут же идут две женщины в разных сари - мысль: "слишком ярко - они что - выставляться приехали?" Идет парень впереди меня в голубой рубашке, темных брюках - раздражение на 1 сек.: "Второй день ходит, мог бы и подобающе одеться - в белое". Все вместе мелькает за несколько секунд и - если бы утром не написал, не разобрал, в чем источник раздражения, даже не заметил бы их, настолько они легки и мимолетны. Но сейчас я их зафиксировал: "Стоп. Ничего себе. Так же нельзя. Мало того, что негатив, так еще и внутренне противоречивый до абсурда", - одни не нравятся, потому что в форме, другие - потому что не в форме. Во как, оказывается.

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПРОСТЫХ БЛАГОРОДНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ

  1. Не мстить никому ни в какой форме ни по какому поводу.
  2. Не критиковать ни в какой форме.
  3. Рано вставать, вовремя ложиться.
  4. Есть мало.
  5. Заниматься спортом.
  6. Учить иностранные языки.
  7. Газет не читать, телевизора не смотреть.
  8. Спиртного не пить.
  9. Учиться играть на музыкальных инструментах.
  10. На компьютере не играть, книжек читать как можно меньше.
  11. Не курить.
  12. Не раздражаться.
  13. Не злиться.
  14. Не лениться.

ДНЕВНИК. (20.09.96г.)

Заканчивается еще один индийский день. Сейчас - без пятнадцати семь и уже почти темно. Я сижу на верандочке ресторана - 3 стола на 2-ом этаже - один - пью милккофе. Температура за бортом 25-27 С° , почти жарко. Влажно - видимо, мы уже привыкли к местной влажности и не замечаем ее. Игнатиас принес мне веджетейбл-пиццу - выглядит очень аппетитно. Без пяти семь - совсем темно. 27-го вечером уезжаем из Путтапарти, а 30-го - бог даст - вылетим в Москву. Здесь, конечно, рай и курорт - для иностранцев, но ко всему привыкаешь и оказываешься в обыденной жизни, с которой, в общем-то, и не жаль расстаться через неделю.

Усиленно учу английский и немного хинди, - пользуюсь достатком свободного времени. Курить так и не бросил, но отжимаюсь от пола каждый день - по несколько раз в день по 30 отжиманий, ем мало - очень мало - похудел, постройнел, загорел. Волосы отросли, бока отпали, попа уменьшилась - пребывание здесь идет мне на пользу. Мяса не ем месяц; рыбы, яиц - 10 дней. Мысли тоже достаточно стройные - появились планы, точнее, тенденции и цели на год вперед. Мир, конечно, большой! Человек, конечно, должен путешествовать, видеть, жить, радоваться, знать много языков. Россия, конечно, урод - по совершенно непонятной для любого человека извне причине. Индийцев - 900 миллионов, они гораздо беднее, чем русские, многие просто нищие, но. Страна и каждый индиец в отдельности(если хочет) идет на подъем, - это видно, - по крайней мере, мне. Страна ни в коей мере не умирает - она развивается, да. Баба - великий человек, мощь. Основной вопрос - кто же он: бог или не бог. Он, - где прямо, а большей частью косвенно, утверждает, что бог. Преданные - это название последователей Бабы - из числа индийцев в большинстве случаев решают этот вопрос так: Баба не бог, а бхагаван - святой, почти бог, который очень любит людей, каждого человека, много делает для людей (кстати, индийцы, не являющиеся преданными, в один голос утверждают, что Баба "не любит бедных", что Баба "дает что-то только своим фэнам", что Саи Баба - "большой человек в Индии и богатый", а вот Ширди Баба был "труу гад"- "истинный Бог", "любил всех", в том числе и бедных, и "сам был бедным"; тем не менее, все индийцы отчетливо сознают тот факт, что именно благодаря Бабе в Путтапарти приток иностранцев, и, соответственно, работа для них и заработок,- и благодарны Бабе за это), который наделен сверхъестественными способностями - прежде всего, материализации вещей, пепла - вибхути, и лингама - драгоценный мистический камень, а также - все знает, знает будущее, может устроить судьбу любого человека, распространяет божественную энергию, приходит во сне или наяву и, вообще, творит чудеса. Для европейцев - Баба, в дополнение ко всему этому,- тот, чью поддержку они ощущают,- тот, кто помогает им совершенствоваться,- источник мистического опыта и божественной любви - "ананды", необъяснимой словами,- объект, в чью сторону они могут реализовать свою тягу к прекрасному и идеальному. Для фанатиков он - все, они - нетерпимы.

Сегодня здесь на веранде - одни индийцы - такого никогда не было - я здесь месяц околачиваюсь - чудо! Рядом приземлился паренек лет 12-ти, индиец: "Ю из Italy?"- "No",- "English?"- "No",- "Spein?"- "No",- "Джёман?"- "No",- "USэй?"- "No",- "Аштралиен?"- радостно,- "No",- "Вич кантри фром?"- показываю: "угадай" - пожимает плечами и телом: "Ай донт ноу",- "Рашия",- "Добры вэчэр",- в ту же секунду: "Тера нам кяге?"- "Мургеш",- "Мургеш?"- "Yes, Мургеш. You know Hindi?"- "Смол",- улыбка. Они все время улыбаются! Улыбки - прекрасные. Лица - прекрасные. Какой чистоты и раскованности (гармоничности?) должен быть ребенок, человек - чтобы так, таким образом, улыбаться?

 

Примечания:

Ашрам - монастырь. Имеет: забор, ворота, храм, жилые помещения, столовую, магазин, устав. Предназначен для размещения и проживания в нем паломников ("преданных").

Мантры - заклинания.

Мандир - площадка перед храмом, обустроенная для пения преданными религиозных гимнов, медитаций, молений. Вмещает более 2 тыс. человек.

Айм сори, эскьюзми, хав мэни - наиболее употребляемые выражения.

Севадал - служитель в ашраме. Следит за порядком.

Свами - одно из имен Сатья Саи Бабы.

Интервью - собеседование, на которое Баба ежедневно берет нескольких преданных. Попасть на интервью - самое сильное желание каждого преданного.