Дао фотографии

(Диалог Человека с Миром)

 

 

О чем речь?

 

Поясню для тех, кто не очень хорошо знаком с восточной философией.

Дао – это всеобщий закон гармонии Мира, это Путь, ведущий человека к совершенству, это система достижения состояния гармонии между человеком и миром.

И, таким образом, речь пойдет о том, как с помощью фотографии:

- постичь всеобщий закон мировой гармонии,

- гармонично развить свою личность, 

- достичь состояния гармонии в своих отношениях с миром.

Сразу оговорюсь. Мы поведем речь не о любой фотографии, а о фотографии творческой, фотографии художественной. О том, что называют фотоискусством. И хотя другие жанры фотографии (и репортажная фотография, и рекламная, и даже фото на документы) могут рождать шедевры, но их цели не соответствуют целям искусства.

«А какие же цели у искусства?» - спросите вы меня. И будете совершенно правы.

Раз уж мы поведем речь о фотоискусстве, то хорошо бы разобраться, что такое искусство вообще.

Попробую это сделать, опираясь как на теоретические рассуждения, так и на свой личный опыт, благо я большую часть своей жизни посвятил различным видам искусств (от рисунка и живописи до боевых искусств включительно).

 

Искусство и НЕ ИСКУССТВО

 

Давайте разберемся и ответим на вопрос: «Что такое искусство?». И заодно станет ясно, как искусство отличить от других форм человеческой деятельности.

Итак!

В этой статье под искусством я намерен понимать целенаправленное отражение реальности, результаты  которого имеют проявленный вид и вызывают при их восприятии эмоциональную реакцию у воспринимающего.

Исходя из этого, феномен искусства определяется тремя основными факторами:

- специфическим намерением художника (писателя, композитора, …);

- наличием реального продукта, того, что называют «произведение искусства»;

- и художественным воздействием на зрителя (читателя, слушателя, …).

Иными (более простыми) словами можно сказать, что художник отображает реальность намеренно и таким образом, что люди, воспринимающие его творчество, испытывают эмоции.

Чем удобно такое определение искусства?

Намеренность творения отделяет искусство от выразительного спонтанного поведения, что характерно, например, для детей или женщин демонстрационного склада характера.

Проявленность отделяют искусство от чисто субъективных форм отражения реальности, таких, например, как рефлексия (психологический термин, означающий отражение реальности сознанием субъекта).

А эмоции, возникающие при восприятии произведения искусства, позволяют отделить искусство от других форм отражения реальности, хоть и проявленных, хоть и намеренных, но искусством не являющихся – механического копирования, подражания и т.д.  Причем эмоции – это не единственно возможный результат художественного воздействия. Искусство может вызывать у людей и мысли,  и идеи, и  озарения. Искусство может побуждать их к действию. Такое искусство, на мой взгляд, становится уже больше чем искусством, искусством при этом оставаясь. НО! Если при восприятии искусства нет эмоций, то это не искусство вообще. Не искусство, и точка!

Ну ладно, скажете вы, что такое искусство более-менее понятно. А зачем оно вообще-то нужно? Разве нельзя воспринимать реальность, получая при этом эмоции, без всякого искусства? Так сказать, напрямую, без лишних заморочек. На книжки, опять же, не нужно тратиться, на билеты в консерваторию (не говоря уже про фотоаппаратуру)…

 

 ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?!!

 

«Зачем искусство нужно людям?»

«Почему вот уже какое тысячелетие подряд люди сначала отражают реальность (в камне, в дереве, в стихах, в прозе) и уже только потом ее воспринимают, так сказать, в «искусственном», зачастую сильно искаженном виде?»

«Зачем (и кому) это нужно?»

И любимые «русско-советские» вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Давайте пройдемся по этим вопросам, но не последовательно, а «в художественном беспорядке».

Итак!

Кто виноват?

Виноват, как не странным на первый взгляд это может показаться, разум. Разум, который, дав человеку много, многого потребовал взамен. Став эффективным инструментом выживания, разум начал выделять из реальности то, что на его, разума, взгляд человеку нужно, а что не нужно начал отбрасывать.

И в результате постепенно человек перестал воспринимать весь спектр реальности, данный ему «в ощущениях», а сконцентрировался в узкой зоне – в зоне «великого среднего». Игнорируя слишком сильные, слишком слабые, слишком сложные сигналы. Человеку это не нужно, по мнению разума. И в большинстве случаев действительно не нужно. Ведь для выживания так удобнее, эффективнее, экономичнее.

Но кроме выживания в жизни есть еще много чего важного и интересного! Например, не побоюсь этого слова, самосовершенствование. А здесь уже усеченный вариант восприятия не помогает, а мешает. И обеспечив себе выживание, уже хочется воспринимать более широкий спектр реальности, а вот не получается! Разум оказывает «медвежью услугу». Фильтрует ненужные, на его взгляд, сигналы, отбрасывает, искажает, подавляет.

И вот тут-то на помощь человеку приходит искусство. Оно тоже производит над реальностью насильственные операции по ее адаптации к человеку, но проводит более деликатно и, так сказать, «искусно». Что-то усилит,  что-то ослабит, что-то упростит. И – вот результат!  Человек начинает видеть, слышать, ощущать то, чего не видел, не слышал, не ощущал до этого, хотя всю жизнь жил с этим рядом, был буквально в двух шагах от этого.

И это для человека огромный шаг вперед. Раньше он вообще не воспринимал эту часть реальности, а теперь уже воспринимает, пусть и в «искусственном» виде.

Приведу в качестве примера себя.

Помню как некогда (еще до моего увлечения фотографией), мы с друзьями были в походе на горном Алтае и почти две недели провели у подножия горы Белуха.

Горный Алтай!

Белуха!

Акемский ледник!

Русская шамбала!

Места, воспетые Рерихами.

И озеро Акем - утром подернутое кромкой изумрудного льда, днем сверкающее в лучах слепящего горного солнца, а вечером таинственно мерцающее в сиреневом полумраке.

Я ничего не замечал.

Вокруг была такая красота, что мое сознание – сознание городского жителя просто вырубало. И почти две недели я ничего не видел. Кроме мисок, ложек, палаток и земли у себя под ногами. Но!

У одного из членов нашей группы был фотоаппарат, и по возвращении в Москву он напечатал мне подборку фотографий тех мест, где мы были. И все то, что в реальном виде прошло мимо меня, практически никак не затронув мою душу, теперь вызывало в ней просто восторг! Я смотрел на горные вершины, отображенные с помощью простенькой мыльницы, и у меня захватывало дух. Я мог рассматривать эти фотографии часами. И более того! Насмотревшись на фотографии, я и на реальные места начал сначала смотреть. Иногда даже видеть. И бывали моменты, когда я начинал чувствовать и понимать

Такая вот незамысловатая история. Но на ее примере отчетливо видно, как искусство помогает человеку воспринимать, чувствовать и понимать ту часть реальности, которая без помощи искусства недоступна для него. Причем, постепенно научает его видеть, чувствовать и понимать эту часть реальности уже напрямую, а не опосредованно.

Так костыли для хромого (рискну использовать жесткую метафору). Костыли позволяют ему добраться до туалета или кухни, что является для него жизненной необходимостью. И одновременно костыли помогают ему «расхаживаться» - восстанавливать силу и подвижность ног.

И все виды искусства работают так, просто каждое в своей области.

Музыкальное искусство помогает человеку получать впечатления через слух, одновременно развивая оный.

Изобразительное - через зрение, уча его видеть.

Кулинарное искусство работает со вкусом.

Мои любимые боевые искусства, а также танцы, балет, гимнастика помогают человеку контактировать с реальностью через движение, развивая одновременно эту сферу.

Искусство помогает человеку, изгнанному из рая детского чистого восприятия, не засохнуть и не завянуть в аду сухости и рационализма. И одновременно дает ему шанс развить в себе способность воспринимать реальность «таково», как говорят в дзен буддизме. И таким образом, снова обрести рай, но рай, созданный уже своими собственными руками, глазами и ушами. Своей душой и своим разумом. Рай, из которого, никто и никогда уже не сможет его выгнать.

И научившись посредством искусства контактировать с реальностью а) напрямую, б) во всех областях своей жизни, в) на всю глубину своего сознания, человек перестает нуждаться в искусстве.

Но не торопитесь меня осуждать за крамолу. Такой человек перестает быть искусственным, становясь искусным. И можно сказать, что он перестал заниматься искусством, а можно сказать, что искусством стала вся его жизнь. А он, соответственно,  стал художником «по жизни».

И это ответ на вопрос «Зачем и кому это нужно?».

Это нужно мне и нужно вам (если мы, конечно, хотим стать другими людьми - более совершенными, счастливыми, свободными).

Что же касается ответа на вопрос «Что делать?», то ответ прост.

Заниматься искусствами. Причем и воспринимая, и творя.

Больше, чаще, разнообразнее.

Самыми разными искусствами, но особенно искусством фотографии.

Пора об этом уже поговорить поподробнее!

 

 

искусство и Искусство фотографии

 

Чем же фотография отличается от других видов искусства – от живописи, музыки, стихосложения?

С одной стороны ничем. Как любое искусство (мы это уже выяснили) фотография позволяет человеку воспринимать реальность там, где он не может делать это самостоятельно. И одновременно развивает его в области зрительного восприятия, как это делают другие изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн и т.д.).

Все это так, но «есть нюансы».

И главный нюанс заключается в том, что фотография обладает уникальной способностью соединять объективную и субъективную реальность. Более того, она принуждает художника к этому. Ибо, если в живописи или беллетристике можно создать что-то чисто «из головы», то есть исключительно из субъективной реальности, то в фотографии всегда есть объект съемки. Фотография всегда имеет дело с объективной реальностью. И одновременно с субъективной, поскольку без фотографа фотоискусство невозможно, а фотограф – это человек, субъект по научному.

И если художник-живописец иногда доносит до зрителя исключительно свой внутренний мир, то фотохудожник всегда показывает свой внутренний, свой индивидуальный мир в сочетании с нашим общим объективным миром. А именно в гармонизации своего внутреннего мира с миром внешним и видели ключ к счастью мудрецы древности (да и современности тоже).

И фотограф, если он стремиться к высотам мастерства, буквально вынужден развиваться как личность, причем развиваться предельно гармонично.

Ибо без контакта с объективной реальностью невозможен сам процесс фотографии. А без контакта с реальностью внутренней невозможно искусство как таковое.

И с этой позиции фотография – это буддизм в искусстве, ибо главная идея буддизма, выраженная одной фразой, – это срединный путь.

Фотография – это диалог Человека с Миром. А любой перекос в диалоге этот самый диалог убивает, порождая монолог, порождая только одну позицию, порождая крайность

 

Кое-что в заключение

 

В восточной метафорике человек соединяет между собой небо и землю, тем самым, придавая Миру устойчивость и гармоничность.

На мой взгляд, так же действует и хороший фотограф. В своем творчестве он стоит посредине объективного и субъективного миров.

Соединяя их между собой. Обогащая. Гармонизируя.

Учась этому сам и уча других.

И когда я беру в руки фотокамеру, я становлюсь другим.

Внимательным, бдительным, чутким к себе и к миру.

Я смотрю, что происходит вокруг меня.

Я чувствую, что происходит у меня внутри.

Я стремлюсь понять, что мне нравится, а что нет, и почему это происходит.

Я пытаюсь увидеть в своем воображении то, что я хочу добиться в результате съемки.

И стремлюсь понять, как это реализовать в реальности.

Как вести этот диалог дальше...

 

 

 

 

Андрей Стёганцев

 

P.S. Приглашаю к диалогу